Краткий отчет врача-психотерапевта за 2018г.

Организация  психотерапевтической помощи в ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница»

Добрый день, уважаемые посетители сайта нашего стационара!

В данной статье хочется кратко отразить специфику работу врача психотерапевта в условиях нашей больницы и отметить некоторые особенности, характерные для последнего календарного года.

Как известно, на базе ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница» функционирует «Психолого-психотерапевтический кабинет». Врач психотерапевт является частью этого структурного подразделения и работает в стационаре с 2012года. Также с 2017 года данный специалист  назначен врачом отделения паллиативного лечения, нового подразделения нашей больницы.

Для большей доступности информации, представленной в этой статье, напомню ряд определений, которые помогут разобраться в том, что представляет собой данный вид лечения.

Психотерапия (терапия души, терапия душой (дословно, греч.) — Это плановое и структурированное вмешательство, направленное на изменение поведения, настроения, эмоциональной реакции на различные стимулы с помощью вербальных  и невербальных средств (определение ВОЗ 2001).

Так как речь о частном варианте психотерапевтического лечения, а именно о медицинском  лечении полезно было бы обозначить ещё одно определение:

Клиническая психотерапия:  направление психотерапии (часть медицины), основанное на материалистическом подходе, где биологическому фактору развития заболевания отводится определяющая роль, соответственно лечение осуществляется с учетом клинической картины, дифференциальной диагностики, продуманной системы показаний-противопоказаний (Карвасарский 2007).

Таким образом, используя простой и доступный язык можно сказать, что психотерапевт, работая в медицинском стационаре, оказывает лечебную помощь больным, используя известные ему психологические методы воздействия. Здесь стоит отметить ключевое различие в методах работы психотерапевта и психиатра, который также оказывает лечебную помощь больным, но по большей части, при помощи лекарств. Важно  понимать, что два этих метода не противопоставляются, а наоборот – комплементарно дополняют  друг друга. То есть, работа психотерапевта в стационаре всегда проходит на фоне основного медикаментозного лечения.

Появление психотерапевтов в психиатрических клиниках – явление очень новое и современное (в особенности для нашей страны). Ещё несколько десятилетий назад предполагалось, что психически тяжелобольные люди не в состоянии адекватно отвечать на психологические методы воздействия и делался поспешный вывод, что они не способны извлекать пользу от данного лечения. Но смена воззрений научного мира  на природу этих заболеваний с  биологического на биопсихосоциальный (доклад ВОЗ от 2001)  и как следствие, бурное  развитие реабилитационного направления,  значимо изменили ситуацию в современной психиатрии. На данный момент важно не только убрать симптом психического заболевания, но и обеспечить реинтеграцию этих людей в общество, улучшить качество их жизни, а также качество жизни их семей.

Для этих целей в нашем стационаре созданы полипрофессиональные бригады специалистов различных специальностей (врач-психиатр, врач-психотерапевт, клинический психолог, социальный работник и др.), которые регулярно взаимодействуют и определяют оптимальный курс лечения и реабилитации для каждого больного.

Итак, как и в прежние годы,  психотерапевтическое лечение проходит в нашем стационаре в ежедневном варианте и для всех отделений больницы.

Большинство пациентов хотя бы один раз получают консультацию данного специалиста за время госпитализации (как правило, при поступлении). Некоторые ограничиваются одной такой консультацией. Это может быть разовая беседа, посвящённая текущим трудностям (к примеру, адаптационного характера, к новым условиям проживания или сложностью построения взаимоотношений в палате). Отдельные пациенты нуждаются в психообразовательной и разъясняющей помощи относительно медикаментозного лечения или психиатрического диагноза. Часть пациентов выявляет дефицит определённых навыков (к примеру коммуникативных или когнитивных), что мешает им и в стационаре и вне его (последнее часто приводит к повторным госпитализациям). С этими людьми проводятся тренинги, направленные на увеличение данных навыков.

 Всегда присутствует определённое число клиентов, которым показана полноценная длительная психотерапевтическая коррекция. Это, как правило, более молодые и менее дефектные больные определённых нозологий. Чаще всего за прошедший год в такую терапию включались люди с расстройствами личности, с различными эмоциональными нарушениями (неврозы, депрессии, фобии), с заболеваниями, сопровождающимися поведенческими нарушениями. Также индивидуальная терапия проводилась для пациентов с такими тяжелыми психотическими заболеваниями как БАР и шизофрения, вне обострений. Распределение пациентов всегда зависит от баланса показаний и противопоказаний, а также от наличия или отсутствия запроса на терапию от самого больного.

Главным знаковым отличием 2018 года стало существенное увеличение проводимых психотерапевтических групповых программ и доли пациентов, в них задействованных.

Групповая психотерапия всегда занимала существенное место в арсенале психотерапевта. В нашем стационаре и ранее реализовывались полноценные психотерапевтические групповые мероприятия, например групповая терапия, направленная на борьбу с алкогольной зависимостью (для реабилитационно-наркологического отделения в 2016г), или поддерживающая психотерапия для больных шизофренией (2015) и ряд других, менее крупных групп.

В прошлом году были организованны и проведены 4 продолжительные, структурированные и большие программы групповой психотерапии:

  1. Тренинг когнитивных и социальных навыков больных шизофренией, проходящих принудительное лечение в стационаре общего типа. Эта группа, начавшись в июле 2018, продолжается по сей день. В неё входят 8 пациентов (4 мужчины и 4 женщины). Посещение 1 раз в неделю по 60 – 90 минут. Проведено уже более 20 встреч.
  2. Группа когнитивно-поведенческой психотерапии старшего подросткового возраста для пациентов Детско-подросткового отделения. Также продолжается в настоящее время, начавшись весной прошлого года. Так как данная группа носит открытый характер, то  на сегодняшний день её посетило уже более 20 подростков.
  3. Группа поведенческой психотерапии (с элементами игровой и творческой терапии) для младших подростков  пациентов Детско-подросткового отделения. Проведена в 2018 году 3месяца – 15 сессий. Носила открытый характер (состав участников менялся). Её посетили 11 пациентов от 10-14 лет.
  4. Группа поддерживающей  психотерапии для тяжелобольных пациентов. Эта группа встреч гуманистической и экзистенциальной  направленности проводилась в середине прошлого года только для пациентов паллиативного отделения.  Продолжение данной группы планируется весной 2019 года.

Таким образом, за последний календарный год более 50ти  наших пациентов принимали участие в групповой психотерапевтической коррекции.

В дальнейшем я планирую продолжать знакомить посетителей сайта со своей работой, в том числе подробнее расскажу об отдельных групповых программах и индивидуальной психотерапевтической работе с людьми.

Под этой статьей вы можете оставлять комментарии с уточняющими вопросами или пожеланиями. Всего доброго!

C уважением, Врач психотерапевт ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница» Карсонов М.В.

врач-психотерапевт Карсонов М.В.


Групповая психотерапия. Подростки знакомятся с правилами, которые позволят им продуктивнее взаимодействовать внутри группы и за её пределами.

Как уберечься от гриппа

В Российской Федерации продолжается эпидемический сезон заболеваемости гриппом и ОРВИ, характерный для этого времени года.

Возбудители гриппа и ОРВИ передаются от человека к человеку воздушно-капельным путем и достаточно контагиозны (заразны).

При ОРВИ — острых респираторных вирусных инфекциях не гриппозной этиологии заболевание развивается постепенно, чаще всего начинается с утомляемости и насморка, сухого кашля, который затем переходит в мокрый.

При гриппе отмечается резкое ухудшение состояния – повышение температуры тела (в отдельных случаях до 40,5 градусов), головная боль, «ломота» в мышцах и суставах, чувствительность к свету. Наиболее активная фаза приходится на 3-5 день заболевания, выздоровление на 8-10 день. При гриппе поражаются сосуды, поэтому возможна кровоточивость десен и слизистой оболочки носа. После перенесенного гриппа организм становится чрезвычайно восприимчив к различным инфекциям, что приводит к тяжелым инфекционным осложнениям.

Особенно тяжело ОРВИ и грипп протекают у маленьких детей, пожилых людей, людей с хронической патологий и заболеваниями иммунной системы.

Лучшей защитой от гриппа является иммунизация. Вместе с тем от остальных ОРВИ прививка не защищает.

Для того чтобы предупредить заболевание необходимо укреплять и закалять свой организм. Высыпайтесь, соблюдайте режим труда и отдыха, старайтесь больше находится на свежем воздухе. Отправляясь на прогулку, одевайтесь по погоде, старайтесь не переохлаждаться при нахождении на улице. Если Вы промочили ноги, необходимо пропарить их сразу по возвращении домой.

Укреплению организма способствует правильное питание. Включите в рацион продукты, содержащие витамины А, С, цинк и кальций: цитрусовые, киви, сладкий перец, молочные и кисломолочные продукты, твердые сыры, отварную рыбу, говядину морковь со сметаной, изюмом или курагой и др.

При планировании посещения общественных мест возьмите с собой медицинскую маску: если в общественном месте чихают и кашляют, закройте рот и нос медицинской маской или носовым платком – это поможет предотвратить инфицирование.

Любое вирусное заболевание, перенесенное «на ногах», может привести в дальнейшем к нежелательным последствиям и осложнениям. К тому же заболевший человек заражает окружающих.

Поэтому необходимо при первых признаках заболевания обратиться к врачу.

С более подробной информацией о том, как защитить себя и близких от заражения гриппом и ОРВИ можно ознакомиться в специальном разделе на сайте Роспотребнадзора.

Будьте здоровы!

Отчет Воспитателя детского отделения за 2018г.

В течение  2018  учебного года  вся воспитательная работа определялась общей темой «Создание комплексной, коррекционной системы по специальной (коррекционной) программе с помощью новых технологий». На основе программы Е,Д,Худенко, разработала индивидуальную программу для воспитательного процесса, в условиях прохождения лечения в стационаре по теме: «Развитие эмоционального самовыражения ребенка как условие коррекции его познавательной деятельности и ВПФ».

Стратегической целью деятельности воспитателя является создание в условиях стационара, максимально способствующей умственному, психическому, физическому и нравственному развитию детей и подростков, обеспечивающему социальную адаптацию, профессиональную подготовку и профориентацию детей, а также формирование здорового образа жизни, общей культуры личности воспитанников,  воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

 На начало учебного года  больница полностью укомплектована педагогическими кадрами: педагог- психолог, логопед, музыкальный руководитель и воспитатель, социальный работник. Детско-подростковое отделение больницы рассчитано на 25 коек. Дети разного возраста от 6 до 18 лет.  Из них в 1 классе-1 ученик, во 2классе -3ребенка, 3класс-1 ученика, 4классе -3 ученика, в 5 классе -3 ученика, в 6 классе -1 ученик, в 7 классе-2 ученика, в 8 классе- 2человека, в 9 классе-1человек, многие из них имеют инвалидность и обучаются по индивидуальной  (коррекционной) программе 8 вида, всем рекомендовано домашнее обучение,3ученика  — 9 класса общеобразовательной программы, одна ученица- 11 класса.2 детей не обучается. Все они имеют сопутствующий диагноз заболевания. Трудность, в том что в течении года дети пролечиваются и выписываются, другие прибывают.

В течение 2018  учебного года было проведено большое количество общебольничных мероприятий, направленных на:

-познавательное

-эстетическое

-этическое

-патриотическое

-физическое воспитание школьников, а так же на

профилактику правонарушений среди учащихся  и профилактику здорового

образа жизни.

ребята с большим удовольствием включались в работу, которую им предлагала воспитатель.

Мероприятия.

Рассказы с элементами беседы и заочные путешествия

были проведены по следующим темам:

1.  Путешествие по стране «Вежливости».

2. Путешествие в Третьяковку.

3. Беседа на тему « Уважай старших».

4. Международный день музыки. Слушание классической музыки.

5. День Согласия и Примирения. Рассказ с элементами беседы. Просмотр презентации.

6. День Конституции Российской Федерации. Продолжение знакомства с историей праздника.

7. Конкурс пословиц и поговорок.

8. Музыкально-литературная гостиная. Лирика поэта А. А. Фета

9. День конституции. Продолжение знакомства с конвенцией ООН о правах

ребёнка.

10. Продолжаем знакомиться с классической музыкой. (Чайковского П.И, Моцарта В.А, Баха И.С.) и др.

11. Новогодняя газета-поздравление.

12.Беседа с элементами рассказа «Доброе сердце». Просмотр фильма.

13.Истрия  праздника «Масленица». Беседа с элементами рассказа.

14. 8 марта. Поздравления

15. Есть такая профессия — Родину защищать. История праздника. Час мужества.

16. День юмора. Просмотр киножурнала «Ералаш»

17. День космонавтики. Заочное путешествие.

Выпуск информационного стенда.

2. Праздники-презентации:

1. Праздник Чая.

2. Литературная гостиная. «Душа России» С Есенина.

3.Мероприятие ко Дню психического здоровья.

4 Праздник осени.

5. Праздник Нового года.

6.Концерт ко Дню Защитника Отечества.

7.Праздничный концерт к 8 Марта.

8.9 Мая. Концерт.

6. Игры, конкурсы, соревнования, викторины.

1. Развлекательные игры на свежем воздухе, настольный теннис, баскетбол,

волейбол, футбол. (Молодые забавы)

2. Участие в Дне Здоровья

3. Викторина. Проблемы мусора.

4. Математическая викторина.

5. Конкурс  краски «Золотой осени»

На многих воспитательских часах развивались познавательные интересы, прививался интерес к учебе «Час занимательной математики»», интеллектуальная игра «Это мы не проходили», «Это интересно» и др. Кроме этого мною проводились игры, упражнения, повышающие успешность  учебно-воспитательного процесса.

 Много внимания уделяется патриотическому воспитанию. На воспитательских часах мы говорили о родном ЯНАО, о его настоящем и прошлом, не забыли и о героях Великой Отечественной войны- наших земляках. Также совершили заочные экскурсии по Ишиму, Ялуторовску; познакомились с национальными героями русского народа Мининым и Пожарским; провели устный журнал «Окно в тысячелетнее прошлое» и др. Знакомлю детей с  историей Исетского района, о  природных ресурсах.

  На воспитательских часах по эстетическому воспитанию мы совершали заочные путешествия по Третьяковке, где я знакомила детей с творчеством Карла Брюллова и Виктора Борисова – Мусатова и др. В музыкальной гостиной говорили о творчестве Владимира Высоцкого. Проводились КВНы, викторины, конкурсы, где много было познавательного и интересного (« Что бы это значило?» калейдоскоп, «А вы знаете?», «Странные загадки», «Крестики-нолики» и др)

  Под моим руководством пациенты нарисовали несколько  настенных рисунков, кроме того с одним из них мы вышили несколько работ, что теперь украшают нашу выставку  поделок. Много оформлено альбомов с детьми, что лежали в больнице, которые мы храним.

Дети посещают музыкальные занятия, где мы знакомимся с композиторами, слушаем их музыку, разучиваем много песен. Готовлю пациентов к праздникам, а потом  выступаем перед другими больными. Много внимания в моей работе уделяется  толерантности, этической грамматике, учу  детей разрешать конфликты, говорим о людских пороках, беседуем о том, как вести себя среди людей.

Привитие здорового образа жизни –неотъемлемая часть воспитательной работы. Прививаю санитарно-гигиенические навыки. Провожу беседы о здоровом образе жизни: «Режим дня и здоровье подростка», «Правильное питание»,  «Наркотики», «Правда об алкоголе», «Добрая жизнь – чистый ручей». Много внимания уделяю пропаганде спорта. Систематически проводятся беседы о вредных привычках: «Губительная сигарета», «Пороки ведущие в ад» и др.

В течение года прослеживалась динамика развития пациентов. Воспитывая детей в духе патриотизма и любви к Родине,  формирую у ребенка систему сознания, которая главным образом определяет его социальное поведение и является основным объектом педагогического воздействия. Важнейшим показателем эффективности системы воспитания является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. В ходе систематической и целенаправленной работы  по эстетическому воспитанию  стремилась раскрыть перед ребенком реальный мир, расширить кругозор, внести в жизнь детей новые эмоции и образы. Подводя итоги физкультурно- оздоровительной работы, можно сказать, что на следующий учебный год необходимо максимально вовлекать детей в спортивную жизнь, сообразно с их физическими возможностями.

Подводя итог воспитанности пациентов, можно сделать вывод, что проблема формирования личности ребенка является приоритетной в воспитательной работе.

Педагог-воспитатель Зайцева О.Н.

О работе ЦСО

ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница» имеет в своём составе централизованное стерилизационное отделение, которое находится в главном корпусе на первом этаже.

      Моё рабочее место – это централизованное стерилизационное отделение. Где проходит предстерилизационную обработку и стерилизацию весь инструментарий больницы.

   Правильная  организация стерилизационного обслуживания в ЛПО – важное мероприятие, направленное на предупреждение инфекции связанной с оказанием медицинской помощи. Инфекции связаны с оказанием медицинской помощи,  угрожают жизни и здоровью людей, нанося большой экономический ущерб государству. Централизация стерилизации изделий медицинского назначения  повышает культуру и качество медицинского обслуживания, высвобождает дополнительное время у обслуживающего персонала для работы с пациентами, экономия энергозатрат. Позволяет проследить весь производственный цикл каждого материала, единичного изделия или набора изделий, прошедших обработку в ЦСО от приема до выдачи;

   Стерилизация изделий медицинского назначения в ЛПО – сложный многоступенчатый процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых определяет качество стерилизации:

 Предварительная дезинфекция и обработка на местах использования.

 Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения.

 Стерилизационная упаковка.

 Стерилизация.

 Хранение стерильных изделий в течение установленного срока в условиях обеспечивающих их асептику и отпуск.

Транспортировка изделий к местам использования с соблюдением правил асептики.

Отказ  от проведения или нарушение технологии даже одного из перечисленных этапов приводит к отсутствию должного эффекта всех проведённых мероприятий.

Использование на местах применения.

 Главным в контроле стерилизации является чувство ответственности за порученное дело, малейший не досмотр может привести к очень серьёзным последствиям, даже к гибели человека.

   Моя работа не может быть качественной, без любви к своей профессии, без сострадания к больному, без уважения коллег. Поэтому всегда стараюсь соблюдать основное правило деонтологии: «Поступай с человеком так, как ты желал бы, чтобы поступали с тобой».

Медицинская сестра ЦСО высшей категории Бодина В.В.

Работа логопеда

На базе ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница» функционирует кабинет логопеда, где осуществляется работа, направленная на коррекцию устной и письменной речи детей, находящихся на лечении. В связи с тем, что кроме основного психического диагноза у детей имеются нарушения речи, в том числе тяжелые (ТНР), такие как: общее недоразвитие речи 1 и 2 уровня, сенсомоторная алалия.

        При поступлении проводится логопедическое обследование детей, заполняется речевая карта, в конце логопед прописывает заключение, на основании которого составляется индивидуальный план работы с каждым ребенком.

         С детьми проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. 

Индивидуальные занятия проводятся по заранее составленному плану, в соответствии с имеющимся нарушением речи. Частота проведения индивидуальных занятий 2-3 раза в неделю, в зависимости от степени выраженности дефекта.

       Так же формируются группы детей для проведения групповой работы. 

Комплектование  групп происходит по следующим параметрам:

                      — Возрастная категория

                      — Схожие дефекты

                      — А так же учитывается круг общения детей

Частота проведения групповых занятий 1-2 раза в неделю.

      Занятия, направленные на коррекцию чтения и письма, рассчитаны на 30 минут; занятия на коррекцию устной речи на 20-25 минут.

      На протяжении всего лечения ведется контроль динамики речевого развития детей. При наличии нулевой или отрицательной динамики вносятся корректировки в программу работы.

             Логопедическая помощь детям осуществляется по следующим направлениям:

  1. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и мимики
  2. коррекция звукопроизношения и просодии
  3. коррекция звуко-слоговой структуры слова
  4. развитие слухового внимания и фонематического слуха
  5. формирование звуко-буквенного анализа и синтеза
  6. формирование навыков чтения и письма
  7. коррекция лексики и грамматического строя речи
  8. формирования связной речи
  9. развитие всех психических процессов

Для эффективности работы составлена программа логопедического сопровождения детей находящихся на лечении в психиатрическом стационаре. Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской федерации «Об образовании». В основе создания программы использован опыт работы, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно-разивающей работы для детей с ОНР” Н.В.Нищевой; «Принципы организации логопедической работы с моторными и сенсорными алаликами» Воробьевой В.К. А также учитываются психологические особенности детей разных возрастов.

         На сегодняшний день логопедическую коррекцию получает 14 человек в возрасте от пяти до 18 лет. Положительная динамика наблюдается у 12 человек (85 %), у 2 человек наблюдается нулевая динамика, имеющих тяжелые сопутствующие нарушения, для которых проводится корректировка программы работы, а так же требующих увеличения сроков коррекции.

                                                                                             Логопед  ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница»

                                                                                      Специалист первой категории Голых Т.А.

Кадровая служба Гбуз янао «психиатрическая больница»

На сегодняшний день в ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница»  работает 198 сотрудников, из них медицинского персонала – 134 человека. Все работники  медицинского персонала имеют  соответствующие документы для предоставления медицинской помощи пациентам больницы.

За истекший  2018 год  прошли курсы повышения квалификации  три врача  и  6 сотрудников среднего медицинского персонала.  На работу  были приняты 3 молодых специалиста, которым была предоставлена в полном объеме социальная поддержка (выплачено единовременное пособие и выплачивается ежемесячное пособие).

В 2018 году значительно снизилась текучесть кадров, работники дорожат рабочими местами, с ответственностью выполняют своих обязанности. Жалоб со стороны пациентов и их родственников на работу  медицинского персонала не поступало. В первом квартале 2019 года, согласно договору, в Тюменском медицинском колледже  пройдут  курсы  повышения квалификации  по циклу «Сестринское дело в психиатрии»  15 сотрудников среднего медицинского персонала, 8 из них планируют подтвердить свои квалификационные категории.

«НЕТ РАКУ ГРУДИ»

Мероприятие, посвященное профилактике онкологических заболеваний груди   под названием «Нет раку груди» проводилось на территории ГБУЗ  ЯНАО «Психиатрическая больница» 12.02.2019 г.  Специалисты ЦРБ  №13 с. Исетское, прочитали лекцию, продемонстрировали презентацию и фильм по данной проблематике,  провели анкетирование для медицинского персонала больницы, научили методам самообследования груди  для раннего выявления онкологических заболеваний.

Для справки. Проект направлен на повышение осведомленности женщин, пусть на обывательском уровне (лишь знание, когда нужно бежать к онкологу, что является симптомом неблагополучия), но этого вполне достаточно для того, чтобы поменять свою судьбу. Информация, которую мы хотим им донести, вполне проста: рак лечится, но чем раньше он выявлен, тем лучше он лечится. Безусловно, как отмечала вице-премьер Ольга Голодец, система оказания онкологической помощи населению должна в первую очередь ориентироваться на раннее выявление онкологических заболеваний. И выявление патологий молочной железы на первых стадиях, которые успешно излечиваются , сохранит женское здоровье, семейное благополучие, трудовую активность и подарит счастливую жизнь.

13.02.2019г. Бочанов В.Ф.

Организация паллиативной помощи в ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница»

В последние годы во всем мире становятся все более высокими стандарты улучшение охраны здоровья социально уязвимых групп населения и лиц, страдающих специфическими заболеваниями. Широкое распространение получило движение паллиативной и хосписной помощи. Паллиативная помощь — это комплекс медицинских вмешательств для оказания помощи пациентам, страдающим неизлечимыми заболеваниями на прогрессирующей, терминальной стадии. В соответствии с определением ВОЗ, паллиативная помощь – это деятельность, направленная на улучшение качества жизни, раннее выявление болезни и предупреждение физических, психологических, социальных и духовных страданий больных со смертельным диагнозом, с различными нозологическими формами хронических заболеваний.

Паллиативная помощь призвана обеспечивать качество жизни больного человека и его семьи. Этот вид помощи осуществляется пациентам и их семьям по нескольким направлениям. Профилактика развития, своевременное выявление и правильная оценка тягостных симптомов. Прогноз течения заболевания и тактики ведения пациента на основе его индивидуальных потребностей, прогноз места дальнейшего нахождения пациента, предпочтений в оказании дальнейшей помощи ее вида.

Принципы оказания паллиативной помощи: К пациентам, которым необходима паллиативная помощь, относятся больные неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, в том числе с психическими расстройствами. В ходе наблюдения за пациентом иногда меняются приоритеты оказания помощи. Если на начальном этапе течения заболевания главным является вопрос специфического лечения, продление жизни, то по мере прогрессирования и исчерпывания всевозможных методов лечения, речь уже идет об обеспечении максимального комфорта, качества жизни пациента и его семьи. В случае необходимости предлагается психологическая помощь семье пациента во время его тяжелой болезни и поддержка в период переживания тяжелой утраты. Использованиеполипрофессионального подхода с целью удовлетворения всех потребностей пациента и его семьи. Улучшение качества жизни пациента и может также положительно влиять на течение болезни.

На сегодняшний период времени общество стало более требовательным к улучшению качества жизни. Повышение стандартов, гуманистические ценности и повышение толерантности призывают заботиться о пациентах на более высоком уровне, в связи с этим появилась потребность открытия паллиативных коек в условиях психиатрических стационаров. Помимо этого существует и всегда существовала группа пациентов которые неизлечимо больны, поместить их в учреждения социального обеспечения не представляется возможным в силу наличия противопоказаний. Отвечая на эти реалии, вызовы времени, учитывая передовой опыт некоторых регионов таких как Казань, Москва, Санкт-Петербург, руководство, администрация ГБУЗ ЯНАО «ПБ» совместно с главным психиатром округа и департаментом здравоохранения приняли решение о создании паллиативного отделения.

Идея паллиативной медицины в психиатрии полностью совпадает с идеей паллиативной медицины при соматических заболеваниях: если больного нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь. В психиатрической практике неизлечимость означает, что в результате проведённого лечения и реабилитации, у пациента не удалось достичь такой степени адаптации, которая позволила бы ему обслуживать себя в условиях самостоятельного проживания. По аналогии с соматической медициной, неизлечимого психиатрического пациента нерационально и бессмысленно подвергать многочисленным пролонгированным и повторным госпитализациям. Разница состоит в том, что неизлечимый соматический больной направляется в паллиативные отделения, а психиатрический должен направляться в специализированные отделения, где ему может и должна оказываться паллиативная медицинская помощь в виде комплекса реабилитационных мероприятий, оказываемая полипрофессиональным бригадным методом для улучшения его качества жизни и социально-бытовой адаптации.

В целях улучшения медицинской и социальной помощи больным, страдающим хроническими неизлечимыми психическими заболеваниями, имеющим существенно ограниченные психические возможности, нуждающимся в интенсивной симптоматической терапии, психосоциальной помощи, длительном постороннем уходе, организовано первое в округе отделение паллиативной психиатрической помощи на 20 коек. В отделении предусмотрено проведение комплекса мероприятий по медицинской и социально-психологической реабилитации больных, осуществление надзора и ухода за больными, консультации и семинары для родственников.

В полном объеме паллиативную помощь может обеспечить только полипрофессиональная команда специалистов, в компетенцию которых входят все аспекты заботы о пациенте – медицинский, психологический, социальный, духовный, бытовой.

В нашем стационаре используется полипрофессиональный метод работы. Оказание помощи осуществляется совместно с медицинским психологом, врачом психотерапевтом, психологом-педагогом, специалистом по социальной работе, инструктором ЛФК. Еженедельно медицинский психолог и врач психотерапевт проводят групповые занятия с пациентами, арттерапия, кинотерапия, поведенческая терапия. Психолог-педагог еженедельно проводит занятия по работе с памятью с целью улучшения когнитивных функций. Инструктор ЛФК проводит ежедневную зарядку с пациентами, у пациентов с проблемами опорно-двигательного аппарата инструктор ЛФК разрабатывает программу индивидуально. Специалист по социальной работе при поступлении заводит социальную карту пациента, где отражается план работы с пациентом, юридические, социально-бытовые проблемы. Еженедельно осуществляется обход со всеми специалистами с целью дальнейшей тактики ведения каждого пациента.

В стационаре осуществляется также и духовная поддержка пациентов. На территории больницы в 2008 году при содействии Тобольско-Тюменской Епархии и администрации больницы была открыта комната духовной поддержки, функционирующая ежедневно.Здесь 2 раза в неделю занимается группа общения. Комната оснащена соответствующей атрибутикой и литературой.

Наша цель — улучшить качество жизни неизлечимо больных пациентов, к которой мы стремимся и надеемся, что работа нашего отделения хоть чуть-чуть приблизила нас к этой благородной цели.

Ческидов Я.В. Заведующий отделением.

Врач-психиатр 2 категории. Врач паллиативной медицинской помощи

Статистика учреждения

В настоящее время в структуре, ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница» рассчитанной на 180 коек, имеется кабинет медицинской статистики, в структуре кабинета 3 специалиста.

Основными функциями кабинета медицинской статистики является организация сбора, сбор и обработка медико-статистической информации в учреждении, контроль за ведением первичной учетной медицинской документации и формирование отчетности федерального
и отраслевого статистического наблюдения, обеспечение информацией руководителя учреждения,и внешних получателей, планирование деятельности учреждения, организация обеспечения бланками первичной учетной документации, организация хранения и утилизации медицинской документации, подготовка статистических материалов, аналитических обзоров и официальных докладов о деятельности медицинской организации, а также о состоянии здоровья населения и влияющих на него факторов.

Специалисты медицинской статистики создают объективные предпосылки экспертной оценки деятельности медицинской организации, обеспечивают процесс планирования, мониторинга деятельности, подготовки управленческих решений, это профессиональный аппарат управления медицинской организацией.

О работе отдела госзакупок

За 2018 года отделом формирования и размещения закупок проведена 262 процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

— Заключено контрактов 145 на сумму 39309 тыс. руб.

-Заключено контрактов(договоров) 92 на сумму 2169 тыс.руб. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Экономия от закупок составила 2717 тыс. руб.

— Исполнено в полном соответствии с условиями контрактов (договоров) 225,

Основной объем закупок составляет:

поставка продуктов питания, лекарственных препаратов, дезинфицирующих средств, расходных медицинских материалов, реактивов для клинико-диагностической лаборатории, медицинского оборудования и мебели, поставка автобуса.

Совокупный годовой объем закупок составил 43379,8 тыс.руб.

Доля закупок товаров, работ,услуг у субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок составила 49%

Справочная информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения торгов и без проведения торгов с указанием количества заключенных государственных контрактов, договоров и общей суммы заказа, размещенного соответствующим способом, представлена на:

Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.